Москва: (495) 374 50 72
Регионы: 8 800 333 11 78 (бесплатно)

Пн-Чт: с 9:00 до 17:00 Пт: с 9:00 до 16:00
Сб-Вс: выходные дни

В православном интернет магазине Благовест широко представлены акафисты Господу Иисусу Христу, Божией Матери и святым в отдельных брошюрах и в специальных сборниках акафистниках.



Акафист (с греческого языка неседален или неседальная песнь, т. е. песнь или гимн, которую поют не садясь, стоя) это вид (жанр) православной церковной гимнографии песнопения, посвященные Иисусу Христу, Богородице и святым. Первоначально определение акафист применялось только к одному тексту Акафисту Пресвятой Богородице (или Великому Акафисту), написанному в VI или начале VII века. Именно этот акафист дал схему построения (структуру) для всех позднейших акафистов.

В XIII веке появился Акафист Иисусу Сладчайшему. В XIV веке были составлены еще несколько акафистов. Много акафистов появилось в Русской Православной Церкви в XIX начале XX веков, когда в гимнах стали прославлять многих святых, так что к началу XX века было одобрено духовной цензурой более 150 акафистов, составленных людьми разного церковного и общественного положения (духовные писатели, преподаватели духовных школ, священнослужители). После восстановления патриаршества в 1917 году продолжилось составление новых акафистов выдающимися церковными деятелями. С 1970-х годов акафисты снова начали публиковаться в различных изданиях Московской Патриархии (молитвословах, календарях, «Журнале Московской Патриархии», отдельных сборниках). Наконец, в конце XX начале XXI века стали появляться новые акафисты (ежегодно выходит около 50 новых акафистов). Характерной особенностью русских акафистов является их хвалебный, а не догматический (как у греков) характер и посвящены они обычно русским святым. Вероятно, они предназначались для чтения на молебнах у мощей и иконы святого, в храмах, связанных с его именем.

Общее же число акафистов на разных языках составляет более 1200. Любой акафист состоит из 25 строф: начинается он с зачина или кукулия (вступления), за которым, чередуясь, следуют 12 больших строф (икосов) и 12 малых строф (кондаков). Икосы начинаются словами Радуйся (что является формой приветствия в греческом языке), а кондаки оканчиваются рефреном Аллилуия. Богослужебный устав говорит только о Великом Акафисте, который читается на утрене праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота пятой седмицы Великого Поста или Суббота Акафиста). В то же время акафисты ныне часто читаются на молебнах и некоторых других богослужениях. Также у нас распространено внебогослужебное употребление акафистов для домашнего, келейного молитвенного правила.

Акафисты обычно собраны и издаются в специальных книгах Акафистниках, а также в многочисленных изданиях отдельных акафистов в честь святых, различных икон Божией Матери и пр.; часто они помещаются и в различных молитвословах и канонниках. Акафисты все проникнуты духом бодрости и радости, привлекательны для всякой молитвенно настроенной души, жаждущей ободрения и утешения.